РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ ПОСЁЛКА ГЛУШКОВО
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27.10.2022г. № 165
поселок Глушково
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций”, на основании Устава муниципального образования “поселок Глушково” Глушковского района Курской области, Администрация поселка Глушково ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях на территории муниципального образования “поселок Глушково” Глушковского района Курской области.
2. Рекомендовать руководителям предприятий, организаций и учреждений при разработке и утверждении организационно-распорядительных документов, определяющих порядок ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, руководствоваться Положением, утвержденным данным постановлением.
3. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Глава поселка Глушково В.И.Худяков
Утверждено
постановлением Администрации поселка Глушково от 27.10.2022г. №165
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях на территории муниципального образования “поселок Глушково” Глушковского района Курской области
I. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение определяет организацию и основные направления подготовки к проведению и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории муниципального образования «поселок Глушково» Глушковского района Курской области.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
1.2. Администрация поселка Глушково в соответствии с п. 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» самостоятельно в пределах границ муниципального образования «поселок Глушково» Глушковского района Курской области организует и проводит аварийно-спасательные и другие неотложные работы (далее - АСДНР).
1.3. Аварийно-спасательные работы (далее - АСР) - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
1.4. Неотложные (другие неотложные) работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ДНР) - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
1.5. Организация и проведение АСДНР при чрезвычайных ситуациях муниципального характера осуществляются по следующим основным направлениям:
а) привлечение аварийно-спасательных формирований и создание группировки сил и средств;
б) ведение АСДНР;
в) обеспечение АСДНР;
г) управление силами и средствами при ведении АСДНР;
д) руководство силами и средствами при ведении АСДНР.
II. Привлечение аварийно-спасательных формирований и создание группировки сил и средств.
2.1. Привлечение сил и средств муниципального звена Глушковской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Глушковской ТП РСЧС) с целью ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:
а) в соответствии с Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера муниципального образования «поселок Глушково» Глушковского района Курской области (привлечение сил гражданской обороны - в соответствии с Планом гражданской обороны и защиты населения муниципального образования «поселок Глушково» Глушковского района Курской области);
б) в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального характера;
в) по решению комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) Администрации поселка Глушково на основе запроса руководителей организаций, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации или к полномочиям, которых отнесена ликвидация указанных чрезвычайных ситуаций, на основе запроса руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального характера или по согласованию с ними.
2.2. В целях своевременного и качественного выполнения работ, оперативного управления силами и средствами решением председателя КЧС и ОПБ Администрации поселка Глушково создается группировка сил и средств для проведения АСДНР.
Основу группировки составляют силы постоянной готовности: аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.
Состав и построение группировки уточняется при угрозе нападения противника или возникновении чрезвычайных ситуаций и после их возникновения с учетом сложившейся обстановки, реального наличия и состояния сил и средств и объема работ в очагах поражения.
2.3. В целях непрерывного проведения АСДНР группировка сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций используется эшелонировано: первый, второй (при необходимости - третий) эшелоны и резерв.
а) В состав первого эшелона включаются силы и средства с готовностью не более 30 мин.
Основные задачи первого эшелона: локализация чрезвычайных ситуаций, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой помощи пострадавшим.
б) В состав второго эшелона включаются силы и средства с готовностью не более 3 часов.
Основные задачи второго эшелона: проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, радиационная и химическая разведка, первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.
в) Для завершения аварийно-спасательных и других неотложных работ может создаваться третий эшелон.
В состав третьего эшелона включаются силы и средства Глушковской ТП РСЧС, привлекаемые к ликвидации чрезвычайных ситуаций по Плану действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций с готовностью более 3 часов.
г) В состав резерва включаются силы и средства, предназначенные для решения внезапно возникающих задач, наращивания усилий, замены части первого (второго) эшелона, переноса усилий на новые участки (объекты) работ.
2.4. Формирования, входящие в состав эшелонов, распределяются по рабочим сменам с соблюдением целостности их организационной структуры.
III. Организация и ведение АСДНР.
3.1. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы организуются и ведутся на основе единого замысла с предоставлением руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации подчиненным инициативы в выборе конкретных методов и технологий управления и ведения работ в соответствии с реальной обстановкой. При этом строго соблюдается принцип централизации управления.
3.2. Ведение АСДНР в муниципальном образовании «поселок Глушково» Глушковского района Курской области осуществляется в соответствии с решением председателя КЧС и ОПБ Администрации поселка Глушково на ликвидацию чрезвычайной ситуации (ЧС) муниципального характера, в котором указывается:
- краткие выводы из оценки обстановки;
- объем и характер предстоящих задач, последовательность и сроки их выполнения;
- состав сил, привлекаемых для ликвидации ЧС;
- задачи подчиненным, взаимодействующим и другим силам, задействованным в ликвидации ЧС, а также указываются задачи, решаемые силами старшего начальника;
- порядок всестороннего обеспечения;
- организация взаимодействия и управления.
Решение председателя КЧС и ОПБ оформляется на карте (плане города, объекта). К решению прилагаются краткое описание действий (замысел), необходимые расчеты, таблицы, графики, справочные и другие материалы.
3.3. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы ведутся, как правило, непрерывно, днем и ночью, в любую погоду до полного завершения. При крупных авариях и катастрофах, больших объемах АСДНР и в сложных условиях их проведения работы организуются в 2 - 3 смены.
Режим работы устанавливается с учетом времени защитного действия средств защиты органов дыхания и закономерностей изменения работоспособности человека при работе в определенных условиях. Общая продолжительность работ спасателей - не более 12 часов в сутки. Периоды интенсивной работы в ходе смены не должны превышать:
- при работе легкой и средней тяжести - 30 мин. для каждого часа работы;
- при тяжелых работах - 3 - 5 мин. в течение каждых 30 мин. работы.
Время отдыха - не менее 12 часов в сутки. Продолжительность отдыха в ходе работы: 15 мин. - после каждых 45 мин. работы; 3 часа - после рабочей смены.
При планировании круглосуточного ведения АСР продолжительность рабочих смен (рабочих циклов), включая перерывы на отдых, не должна превышать 8 часов и устанавливается в каждом конкретном случае на основе показателей, характеризующих устойчивую работоспособность в течение заданного времени.
При постановке задач ночным сменам предусматривается, что темп работ ночью должен быть таким же, как и в дневных условиях, но, учитывая более сложные условия, заданный объем работ уменьшается на 25%, соответственно увеличивается время отдыха.
Смена формирований (подразделений) производится непосредственно на рабочих местах. При этом инженерная техника, как правило, не выводится с участков работ, а передается подразделению (формированию), прибывшему на смену, непосредственно на месте работ.
3.4. Решение задач АСДНР выполняется в три этапа в определенной последовательности и в минимально короткие сроки:
а) первый этап - решаются задачи по экстренной защите персонала объектов и населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия поражающих факторов источников аварий (катастроф) и подготовке к проведению (выполнению) АСДНР, при этом в первую очередь осуществляется оповещение персонала объекта (объектов) и населения о чрезвычайной ситуации;
б) второй этап - основной задачей является непосредственное выполнение АСДНР, и одновременно продолжается выполнение задач первого этапа.
Выполнение аварийно-спасательных работ включает:
- ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;
- локализацию и тушение пожаров на участках (объектах) работ и путях выдвижения к ним;
- розыск пораженных, извлечение их из поврежденных и горящих зданий, завалов, загазованных, затопленных и задымленных помещений;
- вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;
- подачу воздуха в заваленные защитные сооружения;
- оказание первой помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения;
- вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы;
- санитарную обработку населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальную обработку техники и территорий.
Выполнение других неотложных работ включает:
- прокладку колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;
- локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях в целях создания условий для проведения спасательных работ;
- укрепление или обнаружение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению аварийно-спасательных работ;
- ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;
- обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;
- ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.
Одновременно могут проводиться и такие работы, как обеззараживание очагов поражения, сбор материальных ценностей, обеспечение питанием нуждающегося в нем населения, утилизация зараженного продовольствия и другие работы, направленные на предотвращение возникновения эпидемии;
в) третий этап - решаются задачи по обеспечению жизнедеятельности населения в районах, пострадавших в результате аварии (катастрофы), и по восстановлению функционирования объектов (ГОСТ Р 22.3.01).
Осуществляются мероприятия по восстановлению жилья (или возведению временных жилых построек), энерго- и водоснабжению объектов коммунального обслуживания, линий связи, организации медицинского обслуживания производственного персонала и населения, снабжения продуктами и предметами первой необходимости.
3.5. Наряду с выполнением АСДНР проводятся следующие мероприятия:
- временное отселение из пострадавших районов населения;
- организация комендантской службы в районе разрушения и организация пропускного режима;
- проведение необходимых мероприятий по организации и оказанию медицинской помощи населению, противоэпидемическому и санитарно-гигиеническому обеспечению;
- размещение населения, пострадавшего в ЧС, в пунктах временного размещения;
- организация учета и распределения поступающей материальной помощи;
- организация справочно-информационной службы о месте и времени захоронения погибших, размещении пострадавших в лечебных учреждениях и местах временного проживания.
3.6. Технологические приемы, способы и особенности ведения аварийно-спасательных работ муниципального характера в различных условиях обстановки приведены в приложении.
3.7. Чрезвычайная ситуация считается ликвидированной, когда устранена или снижена до приемлемого уровня непосредственная угроза жизни и здоровью людей, локализовано или подавлено воздействие поражающих факторов, организовано первоочередное жизнеобеспечение населения.
Решение о завершении аварийно-спасательных и других неотложных работ и переходе муниципального звена Глушковской ТП РСЧС на режим повседневной деятельности принимает председатель КЧС и ОПБ Администрации поселка Глушково.
IV. Обеспечение АСДНР.
4.1. Для своевременного и качественного выполнения АСДНР организуется и проводится их всестороннее обеспечение - комплекс мер, осуществляемых в целях создания условий для успешного выполнения задач привлекаемыми к работам силами ликвидации ЧС.
4.2. Председатель КЧС и ОПБ Администрации поселка Глушково в решении на проведение АСДНР определяет порядок их всестороннего обеспечения в соответствии с Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера муниципального образования «поселок Глушково» Глушковского района Курской области (Планом гражданской обороны и защиты населения муниципального образования «поселок Глушково» Глушковского района Курской области).
4.3. К основным видам обеспечения относятся (ГОСТ Р 22.8.01):
а) разведка является важнейшим видом обеспечения действий формирований и ведется с целью своевременного добывания данных об обстановке, необходимых для принятия обоснованного решения и успешного проведения АСДНР в очагах поражения, зонах катастрофического затопления, в районах стихийных бедствий (аварий, катастроф);
б) инженерное обеспечение организуется в целях создания благоприятной инженерной обстановки для проведения мероприятий по защите населения и ликвидации ЧС;
в) медицинское обеспечение организуется в целях своевременного оказания медико-санитарной помощи пострадавшим, эвакуации, лечения их и восстановления работоспособности и здоровья личного состава сил ликвидации ЧС, проведения комплекса медицинских мероприятий по ликвидации ЧС;
г) противопожарное обеспечение организуется в целях создания условий для выполнения задач ликвидации ЧС, сопровождающихся пожарами;
д) радиационное и химическое обеспечение организуется в целях создания условий для выполнения задач по ликвидации ЧС с радиационным и химическим заражением и заражением объектов внешней среды, снижения его воздействия на личный состав сил и население;
е) транспортное обеспечение организуется в целях обеспечения беспрепятственного маневра силами и средствами ликвидации ЧС, своевременного подвоза необходимых материально-технических средств, эвакуации пострадавших и населения;
ж) материальное обеспечение организуется в целях снабжения материальными средствами, необходимыми для ликвидации ЧС, жизнеобеспечения сил и населения;
з) техническое обеспечение организуется в целях поддержания в работоспособном состоянии всех видов транспорта, инженерной и другой специальной техники, используемой при ликвидации ЧС;
и) финансовое обеспечение организуется в целях рационального и целенаправленного распределения финансовых средств для оплаты расходов на мероприятия по ликвидации ЧС;
к) метрологическое обеспечение организуется в целях поддержания в постоянной готовности техники, различных видов аппаратуры и приборов, используемых при ликвидации ЧС;
л) гидрометеорологическое обеспечение организуется в целях всесторонней оценки элементов погоды, своевременного выявления опасных метеорологических и гидрологических процессов, оценки их возможного влияния на действия сил и проведение мероприятий по защите населения при ликвидации ЧС;
м) охрана общественного порядка организуется в местах проведения АСДНР и осуществляется формированиями охраны общественного порядка. При этом в организации (предприятии, учреждении) усиливается пропускной режим, охрана территории и контроль общественного порядка;
н) комендантская служба в зоне ЧС - организуется с целью обеспечения выдвижения сил ГО и РСЧС в район АСДНР, развертывания их органов управления.
V. Управление силами и средствами при ведении АСДНР.
5.1. Управление ликвидацией ЧС - процесс целенаправленного воздействия со стороны руководителя (органов управления) на подчиненные органы управления и силы путем выработки и организации выполнения решений, определяющих задачи подчиненным, порядок и способы их выполнения, обеспечивающие наиболее полное использование потенциальных возможностей сил для эффективного выполнения стоящих задач.
Одним из важнейших условий успешного управления является организация взаимоотношений между вышестоящими (старшими) и подчиненными органами управления, обеспечение их согласованной и слаженной работы.
5.2. Вышестоящие (старшие) органы управления обязаны:
- постоянно руководить подчиненными органами управления, своевременно ставить им задачи, разрабатывать и доводить до них приказы, распоряжения и другие необходимые документы;
- информировать их об обстановке, положении и действиях соседей, а при необходимости ориентировать в части, их касающейся, о намеченных мероприятиях и решениях;
- своими средствами организовывать и поддерживать с подчиненными органами управления устойчивую связь;
- определять порядок представления донесений, сводок и других документов;
- указывать места пунктов управления (далее - ПУ) подчиненных органов управления и порядок их перемещения;
- оказывать помощь подчиненным органам управления в работе и контролировать их деятельность;
- обеспечивать их топографическими, специальными картами и другими материалами.
5.3. Подчиненные органы управления должны:
- строго выполнять все указания вышестоящего (старшего) органа управления;
- в установленные сроки и по мере необходимости докладывать ему данные обстановки, о принятых решениях и отданных распоряжениях;
- своевременно представлять донесения и сводки, копии разработанных приказов, планов и других документов.
5.4. Основой для организации управления являются решение начальника (руководителя) органа управления и указания вышестоящего (старшего) органа управления.
Система управления строится по территориально-производственному принципу и базируется на существующих органах управления территориальных и функциональных подсистем РСЧС.
5.5. Управление силами муниципального звена Глушковской ТП РСЧС включает:
а) определение задач и порядка работы органов управления муниципального звена РСЧС в различных режимах функционирования;
б) организацию и осуществление мероприятий по поддержанию и приведению в готовность органов управления, сил и средств муниципального звена Глушковской ТП РСЧС;
в) указание мест, порядка развертывания и работы ПУ, систем связи, оповещения и автоматизированных комплексов управления;
г) непрерывный сбор, анализ, отображение данных обстановки;
д) принятие решений;
е) постановку задач подчиненным;
ж) планирование действий;
з) организацию и поддержание взаимодействия, управления и мероприятий обеспечения.
и) практическую работу в подчиненных органах управления и силах Глушковской ТП РСЧС по оказанию им помощи и контролю за выполнением поставленных задач.
5.6. Управление силами муниципального звена Глушковской ТП РСЧС осуществляется:
а) с пункта управления повседневной деятельностью (далее - основной ПУ) - председателем КЧС и ОПБ Администрации поселка Глушково (руководителем работ по ликвидации ЧС) при отсутствии ЧС (угрозы ЧС), возникновении ЧС и организации АСДНР по ликвидации ЧС муниципального характера.
б) с запасного пункта управления (далее - ЗПУ) - председателем КЧС и ОПБ Администрации поселка Глушково (руководителем работ по ликвидации ЧС) при невозможности ведения управления с основного ПУ и в целях обеспечения непрерывности процесса управления;
в) с подвижного (мобильного) пункта управления на автомобильной базе (далее - ППУ) - председателем КЧС и ОПБ Администрации поселка Глушково (руководителем работ по ликвидации ЧС) в целях непосредственного управления силами АСДНР в любом районе муниципального образования «поселок Глушково» Глушковского района Курской области или на наиболее ответственных направлениях в военное время.
Также на ППУ возлагаются функции дублеров стационарных запасных ПУ.
5.7. Все пункты управления оборудуются соответствующими техническими средствами, системами жизнеобеспечения, программным обеспечением, позволяющим вести информационный обмен в реальном масштабе времени с обеспечением всех возможных видов связи.
VI. Руководство силами и средствами при ведении АСДНР.
6.1. Общее руководство организацией и проведением ликвидации чрезвычайной ситуации муниципального характера осуществляет КЧС и ОПБ Администрации поселка Глушково.
Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территории муниципального образования «поселок Глушково» Глушковского района Курской области осуществляет Администрация поселка Глушково.
6.2. Руководство силами и средствами муниципального звена Глушковской ТП РСЧС, привлеченными к ликвидации чрезвычайной ситуации муниципального характера, и организацию их взаимодействия осуществляет руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Руководитель аварийно-спасательной службы или аварийно-спасательного формирования, прибывший в зону чрезвычайной ситуации первым, принимает полномочия руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации и исполняет их до прибытия руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, назначенного распоряжением (постановлением) Администрации поселка Глушково.
6.3. При подготовке и проведении АСДНР в зоне ЧС руководитель работ по ликвидации ЧС обязан:
а) на основе данных предварительной разведки и обследования зоны ЧС утвердить оперативный план проведения АСДНР;
б) определить участки (сектора), объемы, виды и способы ведения АСДНР, назначить руководителей аварийно-спасательных и других неотложных работ на участках (секторах);
в) поставить задачи руководителям аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений), организовать их взаимодействие, обеспечить выполнение задач;
г) принять решение о необходимости развертывания ППУ, пунктов связи, определить порядок связи с вышестоящими органами управления, руководителями привлеченных аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений);
д) вызвать дополнительные силы и средства, организовать их встречу, размещение и расстановку;
е) организовать создание резерва сил и средств, посменную работу аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений), питание и отдых личного состава аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений);
ж) назначить ответственное должностное лицо за соблюдение безопасности при проведении АСДНР;
з) организовать пункты сбора пострадавших и оказания им первой помощи;
и) организовать своевременное доведение информации об обстановке и ходе проведения АСДНР до вышестоящих органов управления, а также населения;
к) заслушивать по окончании проведения АСДНР руководителей аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений) и лично убедиться в завершении указанных работ;
л) определить порядок убытия с места проведения АСДНР сил и средств, участвовавших в ликвидации ЧС.
6.4. Оперативный план проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ предусматривает:
а) поиск, деблокирование и спасение людей, при необходимости обеспечение их средствами индивидуальной защиты;
б) оказание пострадавшим медицинской помощи и их эвакуацию в учреждения здравоохранения;
в) проведение первоочередных мероприятий (тушение пожаров, локализацию заражений аварийно химически опасными веществами, радиационного загрязнения);
г) локализацию аварий в коммунально-энергетических сетях, препятствующих ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ;
д) устройство проездов и проходов, разборку завалов, вскрытие разрушенных (заваленных) укрытий, подачу в них воздуха;
е) обрушение неустойчивых конструкций, демонтаж сохранившегося оборудования, которому угрожает опасность;
ж) развертывание временных пунктов питания и проживания населения, пострадавшего и эвакуированного в результате ЧС;
з) спасение материальных и культурных ценностей.
6.5. В соответствии с пунктом 6 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» в случае крайней необходимости руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения:
а) о проведении эвакуационных мероприятий;
б) об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах ЧС;
в) о проведении АСР на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах ЧС;
г) об ограничении доступа людей в зоны ЧС;
д) о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС организаций, находящихся в зонах ЧС;
е) об использовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах ЧС;
ж) о привлечении к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
з) о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ;
и) о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием ЧС и ходом работ по их ликвидации.
Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны принять все меры по незамедлительному информированию Администрации поселка Глушково, руководства заинтересованных организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях.
6.6. Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального характера по согласованию с Администрацией поселка Глушково и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению АСДНР.
Решения руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
6.7. В случае технологической невозможности проведения всего объема аварийно-спасательных работ руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций могут принимать решения о приостановке аварийно-спасательных работ в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций людей.
Приложение № 1
к положению об организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях муниципального характера на территории муниципального образования «поселок Глушково» Глушковского района Курской области
Особенности ведения аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального характера
Организация АСДНР, способы и технология их выполнения зависят от характера и масштабов ЧС, а также от сложившейся обстановки и должны соответствовать нормативным правовым актам, регламентирующим действия сил, предназначенных для проведения АСДНР.
Способы ведения АСДНР должны отвечать следующим основным требованиям:
- максимальная рациональность проводимых работ;
- осуществление работ в возможно короткие сроки;
- обеспечение относительной безопасности спасаемых и спасателей.
Технология производства АСДНР избранными способами определяется руководителями подразделений (групп спасателей) непосредственно на месте работ на основе детального изучения обстановки, положения и состояния пораженных объектов, наличия и характера поражающих факторов источника ЧС и имеющихся возможностей.
I. Аварийно-спасательные работы в разрушенных зданиях.
1.1. Технологические приемы и способы ведения аварийно-спасательных работ зависят от состояния объекта (территории), подвергшегося разрушению, и наличия сведений о количестве и местах нахождения пострадавших, наличия сил, техники и оборудования.
1.2. Руководителем АСР объект разбивается на участки (сектора) с назначением руководителей работ на участках. Между руководителями работ на участках и руководителем работ на объекте (территории) устанавливается радиосвязь. Руководителям участков (секторов) разрабатываются и выдаются задания на ведение АСР.
1.3. При наличии сведений о нахождении под завалами или в уцелевших помещениях (зданиях) людей основной задачей аварийно-спасательных подразделений является их поиск и спасение.
Поиск мест нахождения людей в завалах производится с использованием:
а) информации очевидцев, непосредственных свидетелей;
б) сплошного визуального обследования участка поисково-спасательных работ;
в) специально подготовленных поисковых собак;
г) простукивания и прослушивания завалов;
д) данных опроса пострадавших в пунктах сбора, медицинских лечебных учреждениях, местах посадки эвакуируемых на транспорт и т.д.
1.4. Установленные места нахождения людей обозначаются, и об этом извещаются все спасатели, работающие на данном участке.
1.5. Как правило, на одном участке спасательные работы проводятся от их начала до полного завершения одним составом спасателей. В случае невозможности выполнить это условие при посменной работе вся информация о ходе спасательных работ передается при смене. Смены спасателей по возможности организуются поэтапно.
1.6. Инженерная техника для разборки завала над установленным местом нахождения людей применяется в исключительных случаях с обеспечением страховки от возможного падения поднимаемых и перемещаемых конструкций.
1.7. Для подъема и перемещения конструкций используется электрический, гидравлический и пневматический аварийно-спасательный инструмент.
1.8. По возможности с самого начала спасательной операции с пострадавшими устанавливается и постоянно поддерживается разговорный контакт.
1.9. Руководителем АСР одновременно со спасательными работами организуются первоочередные аварийные работы по ликвидации очагов горения, недопущению взрыва паров и газовоздушной смеси, истечения АХОВ и распространения зараженного воздуха.
II. При массовых разрушениях жилых зданий, объектов и сооружений.
2.1. При ликвидации ЧС, возникающих при землетрясениях, взрывах, ураганах, смерчах, обвалах и других источниках, вызывающих массовые разрушения, в первоочередном порядке проводятся работы по устройству проездов и проходов в завалах к защитным сооружениям, поврежденным и разрушенным зданиям и сооружениям, где могут находиться пострадавшие, местам аварии.
По окончании работ по устройству проездов (проходов) инженерные формирования совместно с аварийно-техническими и спасательными формированиями, а при пожарах на объектах - и с пожарно-спасательными формированиями выдвигаются к местам работ и приступают к розыску и спасению людей, вскрытию заваленных защитных сооружений, при необходимости подаче в них воздуха и к проведению других работ.
В загазованных зданиях и сооружениях силами газоспасательных формирований в первую очередь перекрывается газопровод, устанавливаются причины утечки газа и осуществляется их устранение, проветриваются все помещения с целью предотвращения взрывов и возникновения пожаров.
2.2. Наряду с выполнением АСР проводятся дополнительно следующие мероприятия:
а) временное отселение из пострадавших районов населения;
б) организация комендантской службы в районе разрушения и организация пропускного режима;
в) проведение необходимых противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий;
г) размещение пострадавшего населения в палатках и приспособленных помещениях, организация питания, обеспечение предметами первой необходимости и минимально необходимым коммунально-бытовым обслуживанием;
д) организация учета и распределения поступающей материальной помощи;
е) организация справочно-информационной службы о месте и времени захоронения погибших, размещении пострадавшего в лечебных учреждениях и местах временного проживания;
ж) организация отключения электрических и газовых сетей.
2.3. Для организации непрерывного управления силами РСЧС при проведении АСР в условиях массовых разрушений район ЧС разделяется на комендантские районы и участки, в которых определяются первоочередные объекты ведения работ (школы, детские сады, объекты экономики, социального и культурного назначения, жилые дома, гостиницы и другие).
Определяются органы управления, которые необходимо создать на участках (районах) действия сил РСЧС. На комендантов участков, помимо указанных выше задач, возлагается: учет и захоронение погибших, регистрация эвакуируемого (временно отселяемого) населения, организация учета, сбора и хранения материальных ценностей, а также доведение до населения информации об обстановке, режимах поведения и принятых решениях.
III. В условиях радиоактивного загрязнения.
3.1. При возникновении радиационных аварий принимаются меры по защите населения, локализации и ликвидации аварий и радиоактивного загрязнения объектов и местности.
3.2. Основными мероприятиями по защите населения при этом являются:
а) оповещение об опасности;
б) укрытие персонала и населения в защитных сооружениях или других строениях;
в) применение средств индивидуальной защиты и средств медицинской профилактики;
г) эвакуация населения из зон опасности;
д) оказание медицинской и другой помощи пострадавшим, соблюдение установленных режимов поведения;
е) ведение радиационной разведки, организация дозиметрического контроля облучения людей и заражения объектов;
ж) защита водоисточников, продовольствия, пищевого сырья и сельскохозяйственных животных;
з) охрана общественного порядка в районе ЧС и ограничение доступа людей на загрязненную территорию;
и) дезактивация дорог, территории, сооружений и техники;
к) санитарная обработка людей;
л) сбор, вывоз и захоронение радиоактивных отходов и зараженных предметов.
3.3. Для проведения работ по дезактивации привлекаются специальные формирования сил гражданской обороны в соответствии с Планом гражданской обороны и защиты населения муниципального образования «поселок Глушково» Глушковского района Курской области.
Дезактивация территорий и сооружений проводится в районах АСР и местах проживания населения. Дезактивация транспорта и санитарная обработка людей проводится на пунктах специальной обработки, которые размещаются на внешних границах зон загрязнения.
IV. В условиях химического заражения.
4.1. При химической аварии одной из главных задач АСДНР, решаемых в начальной стадии развития, является приостановка или ограничение выброса (утечки) аварийно химически опасных веществ (далее - АХОВ). Для этого перекрывают краны и задвижки на магистралях и емкостях, используют бандажи, хомуты, тампоны, заглушки, перекачивают жидкость из аварийной емкости в запасную (резервную).
Для снижения скорости испарения АХОВ и ограничения глубины распространения их парогазовой фазы можно использовать следующие способы: рассеивание (поглощение) парогазовой и жидкой фазы АХОВ; изоляцию жидкой фазы пенами, пленочным материалом, настилом и т.п.; дегазацию (нейтрализацию) АХОВ растворами химически активных реагентов.
4.2. Организация и ведение АСР заключается в проведении:
а) поисково-спасательных работ на зараженной территории;
б) поиска и выноса пораженных, оказания им первой помощи, эвакуации в лечебные учреждения.
4.3. Ликвидация последствий химического заражения заключается в проведении дегазации территорий, сооружений, техники и санитарной обработке людей.
4.4. К ликвидации последствий химических аварий привлекаются профессиональные газоспасательные команды объектов экономики, а также решением КЧС и ОПБ Курской области пожарные, медицинские и специальные формирования Глушковской ТП РСЧС.
4.5. Основные задачи проведения АСР в условиях химического заражения включают:
а) разведку очага заражения;
б) организацию эвакуации населения;
в) проведение АСР;
г) оказание помощи пострадавшим;
д) локализацию аварий;
е) дегазацию зоны химического заражения;
ж) санитарную обработку пораженных.
4.6. При ведении разведки определяются дополнительно:
а) тип АХОВ, устанавливаются и обозначаются границы зараженного участка и направление распространения зараженного воздуха;
б) пути подхода к объектам работ, места нахождения пораженных;
в) характер повреждения на коммунально-энергетических сетях;
г) способы и средства прекращения утечки АХОВ, возможность пребывания личного состава в районе аварии без средств защиты после ликвидации заражения.
4.7. Для локализации аварий с выливом АХОВ производится:
а) перекрытие источника истечения АХОВ;
б) перепуск его в запасные герметические емкости и обвалование местности вокруг разлившегося химического вещества;
в) установка водоразбрызгивателей и распылителей для создания водных завес, снижающих концентрацию АХОВ в воздухе и уменьшающих скорость испарения;
г) установка временных заграждений, исключающих поступление АХОВ к местам ведения АСР.
V. В условиях затопления.
5.1. При организации ликвидации ЧС, связанной с затоплением, проводятся спасательные и другие работы, а также весь комплекс мероприятий по жизнеобеспечению пострадавшего населения.
5.2. В план АСР включают следующие мероприятия:
а) ведение разведки и наблюдения за изменением обстановки;
б) эвакуация населения из зоны затопления;
в) розыск и эвакуация пострадавших, оказание им медицинской помощи;
г) эвакуация сельскохозяйственных животных из зон затопления;
д) локализация и ликвидация аварий на объектах экономики, безаварийная остановка производств, а также на энерго-, газо-, водо- и коммунальных сетях и сетях связи;
е) проведение противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий;
ж) медицинское обеспечение пострадавших;
з) обеспечение пострадавшего населения продовольствием, одеждой, предметами первой необходимости, топливом, финансами, коммунальными услугами;
и) размещение пострадавших в жилых и нежилых помещениях и их всестороннее обеспечение.
5.3. К проведению АСДНР привлекаются силы и средства муниципального звена Глушковской ТП РСЧС.
VI. В условиях массовых пожаров.
6.1. При ведении разведки устанавливаются:
а) вид, размеры и границы пожара, рельеф местности, скорость и направление распространения огня и дыма, ожидаемое развитие пожара во время его тушения, степень угрозы жилым домам;
б) участки и объекты, где возможно наиболее интенсивное развитие пожара;
в) возможные препятствия, способствующие распространению огня и выгодные для организации защиты (дороги, реки и др.);
г) местонахождение и состояние водоемов, возможность их использования;
д) маршруты выхода и способы спасания людей, оказавшихся в зоне пожара.
6.2. Работы по тушению пожара включают:
а) локализацию (ограничение) распространения огня;
б) обеспечение возможности ликвидации пожара.
6.3. Основными мероприятиями при ведении АСР являются:
а) поиск и эвакуация пострадавших, оказание им первой помощи;
б) эвакуация населения из поврежденных зданий, зон возможного распространения огня и их размещение в подготовленных помещениях;
в) обязательная проверка всех задымленных помещений и поиск пораженных;
г) вывоз материальных ценностей и имущества, организация их учета и охраны;
д) устройство противопожарных разрывов, снос малоценных и ветхих деревянных строений, создание негорючих участков методом взрывов;
е) эвакуация населения из зоны пожаров личным транспортом, автоколоннами и пешим порядком;
ж) ликвидация пожара (прекращение горения).
6.4. Основные задачи по ликвидации массовых пожаров выполняют ПЧ-24 и ДПД п. Глушково.
VII. Особенности действий в условиях эпидемий.
7.1. Эпидемия - прогрессирующее во времени и пространстве распространение инфекционного заболевания среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости и способное стать источником чрезвычайной ситуации.
7.2. Для выявления инфекционных заболеваний и границ их распространения проводится разведка санитарно-эпидемиологического состояния районов проживания населения в чрезвычайных ситуациях.
В задачи санитарно-эпидемиологической разведки входит:
а) выявление наличия и локализации больных, характера вспышки и распространенности инфекционных заболеваний;
б) установление наличия и активности природно-очаговых инфекций в зонах ЧС, эпизоотии среди диких и домашних животных;
в) обследование санитарно-гигиенического состояния зоны ЧС, входящих в нее населенных пунктов и водоисточников, объектов экономики, коммунально- и санитарно- бытовых, лечебных и санитарно эпидемиологических учреждений;
г) оценка возможности использования для работы в эпидемических очагах сил и средств местных органов здравоохранения, сохранившихся в зонах ЧС.
В состав группы санитарно-эпидемиологической разведки входят врач-гигиенист, врач-эпидемиолог (или инфекционист), врач-бактериолог, лаборант, водитель.
7.3. Порядок проведения работ и привлечения сил и средств устанавливается председателем КЧС и ОПБ Администрации поселка Глушково в тесном взаимодействии с руководством ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Курской области».
При возникновении эпидемий проводятся:
а) экстренные мероприятия по защите населения, предупреждению распространения инфекционных заболеваний и ликвидации эпидемий;
б) определение вида возбудителя болезни, границы обсервации, карантина, зоны эпидемии;
в) выявление среди населения, изоляция и госпитализация больных;
г) введение противоэпидемического режима;
д) санитарная обработка людей.
7.4. До установления возбудителя в зоне карантина осуществляется комплекс административно-хозяйственных, противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на ликвидацию вспышки особо опасных инфекций:
а) активное выявление больных и подозрительных на заболевание, их изоляция и госпитализация в ЛПУ, перепрофилированных под стационары, а также в инфекционные лечебные учреждения, дополнительно развернутые в очаге для их лечения;
б) усиленный контроль за водоснабжением, санитарной обработкой людей и дезинфекцией мест торговли продовольственными товарами;
в) широкая санитарно-просветительная работа.
7.5. После установления вида возбудителя инфекционных заболеваний немедленно проводится специфическая экстренная профилактика антибиотиками и другими лекарственными средствами и вакцинация всего населения, проживающего в зонах карантина и обсервации.
VIII. При транспортных авариях на железной дороге.
8.1. Организация работ по спасению пострадавших при авариях на железной дороге осуществляется с учетом характера повреждения железнодорожного состава, характера поражения людей, наличия вторичных поражающих факторов, имеющихся технических средств, а также пожарной, химической и другой опасности грузов.
8.2. При организации АСР по ликвидации последствий транспортных аварий и катастроф необходимо учитывать следующие их особенности:
а) аварии и катастрофы происходят в пути следования, как правило, внезапно, в большинстве случаев при высокой скорости движения транспорта, что приводит к телесным повреждениям у пострадавших, часто к возникновению у них шокового состояния, нередко к гибели; несвоевременное получение достоверной информации о случившемся, что ведет к запаздыванию помощи, к росту числа жертв, в том числе из-за отсутствия навыков выживания у пострадавших;
б) отсутствие на начальном этапе работ специальной техники, необходимых средств тушения пожаров и трудности в организации эффективных способов эвакуации из аварийных транспортных средств;
в) трудность в определении числа пострадавших на месте аварии или катастрофы, сложность отправки большого их количества в медицинские учреждения с учетом требуемой специфики лечения;
г) усложнение обстановки в случае аварии транспортных средств, перевозящих опасные вещества;
д) необходимость организации поиска останков погибших и вещественных доказательств катастрофы часто на больших площадях;
е) необходимость организации приема, размещения и обслуживания (питание, услуги связи, транспортировка и др.) прибывающих родственников пострадавших и организация отправки погибших к местам их захоронения;
ж) необходимость скорейшего возобновления движения по транспортным коммуникациям.
8.3. АСДНР при ликвидации аварий на железнодорожном транспорте включают:
а) сбор информации, разведку и оценку обстановки; определение границ опасной зоны, ее ограждение и оцепление;
б) проведение аварийно-спасательных работ с целью оказания помощи пострадавшим;
в) ликвидацию последствий аварии (локализация источника чрезвычайной ситуации, тушение пожара и др.);
г) аварийно-восстановительные работы на электрических сетях и коммуникациях.
При столкновениях, резкой остановке поезда и опрокидывании вагонов пассажирского поезда типичными травмами пассажиров являются ушибы, переломы, сотрясения головного мозга, сдавливания.
В таких случаях аварийно-спасательные работы включают:
а) проникновение в вагон через входные двери, оконные проемы и специально проделанные люки;
б) поиск пострадавших, их деблокирование и эвакуацию;
в) оказание первой помощи пострадавшим.
IX. При авариях на автомобильном транспорте.
9.1. При авариях на автомобильном транспорте особое значение приобретает оперативность передачи информации о времени, месте, условиях ДТП и количестве пострадавших по линии оперативных дежурных служб Глушковского ОМВД, ПЧ-24 и медицинских служб, а также единой дежурно-диспетчерской службы Глушковского муниципального района Курской области.
9.2. К проведению АСР при авариях на автотранспорте привлекаются:
а) дежурные бригады скорой медицинской помощи;
б) дежурные расчеты ПЧ-24;
в) силы дорожно-патрульной службы, аварийно-транспортные и эвакуационные средства Глушковского ОМВД;
г) аварийно-технические команды ликвидации ЧС муниципального звена Глушковской ТП РСЧС (при перевозке опасных грузов).
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1995 года № 151 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» к спасению пострадавших в дорожно-транспортном происшествии могут привлекаться участники этого происшествия и, на добровольной основе, отдельные граждане, оказавшиеся в зоне происшествия.
9.3. В целях организованного выполнения АСР район транспортного происшествия делится на 3 зоны:
а) в первой зоне (в радиусе 5 метров) находятся только спасатели, выполняющие работы по оказанию помощи пострадавшим;
б) во второй зоне (в радиусе 10 метров) располагаются остальные члены спасательной группы, которые обеспечивают готовность аварийно-спасательных средств к применению;
в) в третьей зоне (в радиусе более 10 метров) находятся средства доставки спасателей к месту ДТП, средства освещения и ограждения, части аварийного транспортного средства.
9.4. При проведении АСР планируется и организуется:
а) тушение пожара (если он возник), в том числе и средствами ПЧ-24;
б) извлечение пострадавших из поврежденных транспортных средств;
в) оказание пострадавшим первой и медицинской помощи;
г) эвакуация раненых и погибших с места ДТП в лечебные учреждения и морги;
д) опознание пострадавших и их учет (в какие медицинские учреждения и кем вывезены);
е) регулирование движения, перекрытие и изменение маршрутов движения потоков транспортных средств в объезд участка аварии;
ж) организация освещения места ДТП (в ночное время);
з) растаскивание транспортных средств и уборка их с дорожного полотна;
и) идентификация опасных грузов по информации, содержащейся в грузовых документах (аварийной карточке), а также информационных таблицах на транспортных средствах;
к) локализация и ликвидация утечки АХОВ из цистерн и емкостей;
л) ликвидация последствий разлива АХОВ;
м) организация откачки взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ из цистерн и баков;
н) эвакуация поврежденных автомобилей в места ремонта и временного хранения;
о) организация связи с места ДТП и доклад о ликвидации последствий ЧС.